Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Орёл

Обучение, ориентированное на ученика на примере финской системы образования

Финляндия часто занимает ведущие позиции в различных рейтингах по показателям безопасности, уровня жизни и уровня образования. Многие международные исследования признают финскую систему базового образования лучшей в мире.
Единые для всех возможности для обучения и получения высококачественного образования – один из основных принципов финской образовательной системы. В Финляндии считается, что образовательная среда должна мотивировать к инновациям, создавать пространство для творчества и давать каждому возможность «блистать».
В международных дискуссиях и исследованиях все больше подчеркивается значение дошкольного образования для развития ребенка и его дальнейшего обучения. Финская система образования также начинается с дошкольного образования. В Финляндии более 80% детей в возрасте от 3 до 5 лет получает дошкольное образование. Способы организации дошкольного образования сильно отличаются в разных странах. В сфере дошкольного образования можно выделить по крайней мере две разные модели - модель школьного типа и используемая в Северных странах модель EduCare. Например, во Франции уже в трехлетнем возрасте вся возрастная группа получает дошкольное образование школьного типа (école maternelle). В этой модели центральное место занимает усвоение ранних академических навыков и знаний. В модели EduCare дошкольное образование объединяет обучение, воспитание и уход в единую рассчитанную на полный день концепцию, в которой обучение невозможно отделить от ухода за ребенком.
В этой модели вместо академических навыков центральное место занимают игры и взаимодействие. Считается, что это создает положительный настрой во время учебного процесса. Идея заключается в стремлении к тому, чтобы ребенок «загорелся учебой» уже на стадии дошкольного образования и поддержании этого настроя на всех следующих уровнях образования. Дошкольное образование, базирующееся на игре, создает основу для усвоения когнитивных, социальных, языковых и математических навыков. Когда игры раннего детства позади, ученики проходят через нулевой класс, после которого начинают получать обязательное 12-летнее базовое образование.
В Финляндии считается, что из-за повышенных требований к квалификации, трудоустройство сегодня требует, как минимум, окончания учебного заведения второй ступени (гимназии или профессионального учебного заведения). С 2021 года обязательное образование вместо 9-летнего стало 12-летним - до 18 лет. Целью расширения обязательного образования является повышение уровня обучения и квалификации на всех уровнях, сокращение различий усвоения, а также повышение равенства в области образования.
В Финляндии учителя имеют высшее образование (уровень магистра). Это квалифицированные, мотивированные и профессионально самостоятельные специалисты. Им рекомендуется разрабатывать и тестировать нестандартные методы и образовательную среду. Из-за высокого уровня образования учителей в школах не используются стандартизированные тесты, а обучение фокусируется на построении мотивирующего классного пространства и на усвоении материала. Школы не имеют рейтингов, систем проверки школ также не существует.
В Финляндии учителям предоставляют свободу самостоятельно выстраивать процесс обучения и выбирать методы преподавания. По мнению эксперта, старшего преподавателя кафедры общих дисциплин Среднерусского института управления, филиала РАНХиГС Никитиной А.В., переход от традиционных лекций, когда учитель стоит перед классом и что-то рассказывает, в сторону наставничества «крайне трудоемок, но одновременно очень полезен и важен». Традиционное обучение тоже имеет свое право на существование, но в учебном процессе она в все большей мере применяет обучение проектного типа. В обучении проектного типа основная роль учителя заключается в планировании содержания, целей и критериев оценки работы. Его задача - подготовить учеников и провести их через весь рабочий процесс. Четкие инструкции, данные ученикам до начала выполнения задания и критерии оценки результата помогают сделать учебный процесс успешным. В ходе работы растут самостоятельность и самопознание учеников. Ученики могут сами выбирать темы, которые они будут изучать в рамках своих проектов. Часто ученики также сами решают, хотят ли они выполнять проект в одиночку или в группе. Передача ответственности ученикам значительно повышает их мотивацию к учебе.
Новая образовательная среда и цифровая педагогика становятся все более важными составляющими обучения. Современный учебный процесс проходит не только в аудитории, а цифровая среда активно используется как часть преподавания. В Финляндии цифровые образовательные технологии являются еще одним вспомогательным инструментом в работе учителя.
Весной 2020 года все школы Финляндии в условиях пандемии коронавируса были переведены на удаленный режим. По данным международных исследований, финские школы справились с данной ситуацией достаточно хорошо. Несмотря на то, что цифровизация делает возможной коммуникацию нового типа и предлагает средства для углубления обучения, цифровое пространство все-таки не заменяет социальные контакты.
вуз: Среднерусский институт управления - филиал РАНХИГС
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?