В начале прошлого года была анонсирована трансформация российской системы высшего образования: переход на новую формулу, при которой студент сможет менять направление обучения во время учебы и по окончании бакалавриата. Формула «2+2+2» частично или полностью заменит устаревшую «4+2», то есть конструкцию из бакалавриата и магистратуры.
Расшифровывается новая схема просто: первые два года студенты получают широкое образование, а окончательно определиться с направлением подготовки смогут после второго года обучения. Следующие два года посвящены более узконаправленной подготовке в соответствии с выбранным направлением. Последние два года — магистратура, которая должна быть перепроектирована под новую логику устройства бакалавриата и не повторять его содержание, как это происходит сейчас. При этом для магистратуры рекомендуется менять университет, чтобы получить доступ к новым идеям и методам.
В то же время первые два года «подготовительного» обучения перед определением направления профессиональной подготовки поможет студентам тщательно подойти к вопросу и сделать осознанный выбор.
Аналог этого подхода существовал и раньше: его предшественник появился в США еще в первой половине прошлого века. В то время перед создателями новой системы образования стояла почти та же цель, что и перед нашими соотечественниками сегодня: сформировать у выпускников широкий взгляд на мир и, в то же время, узкие профессиональные компетенции. Схема, суть которой заключалась в движении от общеобразовательных предметов к узконаправленной специализации, оказалась востребованной и эффективной. Сейчас «отложенный выбор» можно встретить в части европейских и китайских вузов.
Однако не стоит ждать от российских университетов мгновенной трансформации. Во-первых, схема «2+2+2» пока носит не обязательный, а добровольный характер. Во-вторых, резкая перестройка не может быть сразу успешной — любым переменам требуется время.
Несмотря на то, что о повсеместном введении новой модели заговорили только сейчас, в некоторых университетах уже несколько лет получают образование по схожей системе. Так, в Тюменском государственном университете с 2017 года внедрен проект индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), для которого в университете было полностью пересмотрено устройство образовательных программ. Сегодня студенты могут выбрать дополнительные дисциплины более чем из 300 элективов. Кроме того, уже с первого курса они учатся в смешанных группах, и к концу обучения могут попробовать работу более чем в 10 разных коллективах. Новая модель позволила повысить качество общеобразовательных дисциплин, так называемого «межфака», которые раньше были распределены по всему периоду обучения, а теперь собраны на 1-2 курсе, а на 3-4 курсе обеспечено погружение в профессиональную область и внедрены практикоориентированные курсы.
В Университете ИТМО также развивается индивидуализация образования и модульная система. В программе сочетаются общевузовские дисциплины, когда эксперты перемешиваются, и физики встречаются с химиками и биологами, в результате чего получается междисциплинарный диалог. Кроме того, создан «модуль внутривузовской мобильности», в рамках которого каждый студент бакалавриата должен взять две дисциплины вне своего учебного плана. В университете студенты выбирают уровень сложности предметов, язык реализации, одну дисциплину или другую, формат — онлайн или офлайн. Выбор повышает уровень мотивации, потому что студент сам принял решение и ответственен за него.
По мнению эксперта кафедры общих дисциплин Среднерусского института управления, филиала РАНХиГС Никитиной А.В., большинство университетов не готовы к переходу на «2+2+2». Не готовы переосмыслять методы и содержание специализированного образования для второй «двойки». С третьей «двойкой» – магистратурой – тоже проблемы. Во-первых, магистратура – наиболее содержательно и структурно слабый уровень образования. Часто это просто продолжение бакалавриата, что делает переход между вузами проблематичным. Во-вторых, университеты активно работают над тем, чтобы выпускники их бакалаврских программ поступали на магистерские программы своего же вуза.
вуз: - Главная →
- Новости образования на ACADEMICA.RU →
- Новости ВУЗов →
- Высшее образование отложенного действия: как будут меняться университеты России
Высшее образование отложенного действия: как будут меняться университеты России
Среднерусский институт управления - филиал РАНХИГС-
Желаете оставить комментарий?Войти