Мотивация к физической активности – это состояние личности, при котором обеспечивается оптимальный уровень физической подготовленности.
Заниматься спортом необходимо, ведь это не только физическая нагрузка, но и эмоциональная разгрузка. Во всех учебных заведениях физическая культура - это неотъемлемая часть образовательной программы. Считается, что самый высокий показатель здоровья у молодежи. Но, именно в студенческие годы увеличивается рост различных заболеваний. Связано это с малоподвижным образом жизни, неправильным питанием, нарушением режима сна, а также низкая мотивация к регулярным занятиям спортом. Для решения этих задач нужно пропагандировать здоровый образ жизни и создавать мотивационно-ценностные ориентиры для осознанного отношения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Основные мотивы: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательно-конкурентные, эстетические, коммуникативные, позновательно-развивающие, творческие, профессионально-ориентировочные, административные, психолого-значимые, воспитательные, статусные и культурологические.
1. Оздоровительные мотивы. Являются самой мощной мотивацией. Физические занятия оказывают благотворное влияние на организм. Это давно является неоспоримым фактом.
2. Двигательно-деятельностные мотивы. Непрерывное выполнение умственной работы ослабляет усвоение материала, приводит к ошибкам. Уделяя время, спорту и упражнениям на все мышцы, происходит изменение деятельности всего организма, но в первую очередь таких систем как дыхательная и сердечно-сосудистая.
3. Соревновательно-конкурентные мотивы. Основывается желании одержать победу над соперником и стремлении улучшить личный спортивный результат.
4. Эстетические мотивы. Обучающиеся стремятся к самоусовершенствованию: стройности, увеличению пластичности, к атлетическому телосложению, акцентированию выигрышных особенностей фигуры.
5. Коммуникативные мотивы. Занятие спортом сплачивает людей, дает возможности приобрести новых знакомых и друзей.
6. Познавательно-развивающие мотивы. Данные мотивы отличаются от соревновательных тем, что человек хочет одержать победу не над своим соперником, а победить самого себя. Узнать свои сильные стороны, потенциал своего организма.
7. Творческие мотивы. Развивают творческий потенциал, с помощью физических упражнений человек ищет новые внутренние резервы в своем духовном развитии.
8. Профессионально-ориентированные мотивы. Направленна данная группа мотивов на профессионально важные качества и подготовку к трудовой деятельности обучающихся.
9. Административные мотивы. Физическая культура обязательный предмет во всех учебных заведениях. Для получения высокого балла при сдаче данного предмета необходимо посещать занятия без пропусков, в избежание столкновений и конфликтных ситуаций с администрацией учебных заведений.
10. Психолого-значимые мотивы. Занятия спортом дают возможность отвлечься от негативных мыслей, снять умственное напряжение, побороть стресс.
11. Воспитательные мотивы. Навыки самоконтроля и самоподготовки развиваются в личности, благодаря данным мотивам.
12. Статусные мотивы. Благодаря развитию физических качеств у молодежи увеличивается жизнестойкость и повышается личностный статус при возникновении разнообразных конфликтных ситуаций.
13. Культурологические мотивы. Популяризация спорта и здорового образа жизни, оказываемая средствами массовой информации, обществом, социальными институтами, взращивает у человека потребность в занятиях физической культурой.
Студентам самим сложно замотивировать себя на занятия спортом из-за большой загруженности. Поэтому интерес является истинной причиной для того что бы начать заниматься спортом [3]. Под интересом понимают некоторое мотивационное состояние познавательного характера. Мотивация - это комплекс мотивов индивида, ориентированный на получение и сохранение наивысшей степени физической подготовленности и работоспособности. Формируя интерес нужно принимать к сведению индивидуальные особенности обучающихся. Студенты редко обладают специальными знаниями в области физической культуры, сюда входят знания о правильном выполнении упражнений, знания о физической нагрузке и ее влиянии на организм человека. Все это ведет к неспособности проектировать самостоятельные программы тренировок и проводить самоконтроль в процессе их осуществления. Таким образом, понижается мотивация к занятиям. Для ее повышения необходимо разнообразить учебные и секционные занятия, усилить творческую составляющую, игровой и соревновательный методы, не проводить занятия невыразительно и однообразно. Заинтересованность студентов, является важным путем в укреплении здоровья, содействует самостоятельным занятиям спортом, все это в целом положительно влияет на здоровый образ жизни. Обучающимся важно вести здоровый образ жизни. Без двигательной активности у студентов появляется вялость, сонливость, снижается способность усвоения информации, что ведет к снижению успеваемости.
Для нормальной деятельности мозга требуется, чтобы к нему поступали побудительные импульсы от различных систем организма. Движение мышц образовывают внушительное число нервных импульсов, что поддерживает мозг в рабочем состоянии. Из этого следует, что умственная работоспособность неотделима от занятий физической культурой. Значительную роль имеют самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями. Сюда относится и утренняя зарядка, и прогулка на свежем воздухе. Обучающиеся после активного отдыха на каникулах начинают учебный год, имея более высокую успеваемость.
Итак, здоровье является главным фактором, который определяет гармоничное развитие человека, физическая культура и спорт широко используются для его укрепления. При формировании мотивации к занятиям требуется брать к сведению индивидуальные особенности, использовать разнообразные занятия, увеличить количество видов спорта, которые могли бы поддержать интерес любого контингента студентов, - резюмирует эксперт Среднерусского института управления РАНХИГС Татьяна Зубарева.
вуз: - Главная →
- Новости образования на ACADEMICA.RU →
- Новости ВУЗов →
- Формирование мотивации у студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом
Формирование мотивации у студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом
Среднерусский институт управления - филиал РАНХИГС-
Желаете оставить комментарий?Войти