Здоровье - самое главное богатство для каждого человека, главная ценность и благо. Человек в обществе должен выполнять, присущие ему биологические и социальные функции, а хорошее здоровье является необходимым фундаментом для этого.
Студент, обучаясь в ВУЗе, особенно на первом курсе сталкивается со множеством проблем. Усвоение нового материала, адаптация к новым условиям жизни, новому ритму, зачастую оказывает не самое благотворное влияние на здоровье студента. Эмоциональное, нервно-психическое напряжение влечет за собой сбои в работе дыхательной, сердечно-сосудистой системах. Стоит сказать, что анализ физической нагрузки, с разных сторон, включающих физиологическую, психологическую и социальную составляющую, является популярным вектором научных исследований.
На самом деле, важнейшее условие образования и улучшения механизмов адаптации к умственным нагрузкам есть мышечная активность, выступающая как дезадаптивный фактор — при неправильном ее применении. Физические нагрузки способствуют изменению различных функций организма, влияют на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации.
Правильно подобранный режим физической активности, двигательные упражнения, безусловно, положительно влияют на процессы формирования психической устойчивости к интеллектуальной деятельности. Чтобы повысить умственную работоспособность следует выполнять физические упражнения оптимальной интенсивности.
Наиболее значимой характеристикой личности обучающегося есть его умственные способности, то есть интеллект. Интелле́кт (от лат. Intellectus «ощущение», «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Любая физическая активность способствует повышению обменных процессов в организме. Наиболее правильно подобранные упражнения увеличивают физическую и умственную работоспособность. Однако, стоит отметить, что чрезмерное усиление физической и умственной активности вызывает у человека сильное утомление и уменьшение результативности труда. Так же происходит уменьшение скорости обработки информации, регресс в усвоении её, а так же теоретических составляющих учебных предметов. Если человек чувствует утомление - это является сигналом того, что организм студента перенапряжен.
Многие ученые изучают различные аспекты взаимосвязи умственной деятельности и физической. Однако, на данный момент все еще не определен наилучший уровень физической активности, при котором умственная деятельность достигала бы апогея.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья подростков и детей Научного центра РАМН, за последнее время количество здоровых обучающихся ВУЗов уменьшилось в пять раз. Разумеется, к существенному ухудшению здоровья будущего нашей нации привела не безупречность и непродуктивный уровень действующей системы физического воспитания растущего поколения. Не безупречность заключается в отсутствии принципа гармонии физического и психического развития.
Основным фактором такой ситуации есть гиподинамия. При уменьшении физической активности происходит убавление обмена веществ и информации, которая, поступая в мозг из мышечных рецепторов, нарушает регулирующую роль головного мозга и оказывает пагубное влияние на работу всех органов. Итак, совершенствуя опорно-двигательный аппарат, студент, да и вообще любой человек, сможет предотвратить не только нарушения в осанке, но и стимулировать функции сердечно-сосудистых и дыхательных систем.
Стоит сказать, что интеллектуальная и физическая деятельности напрямую связаны, ведь во время усвоения какого-либо научного материала в организме сокращаются и напрягаются мышцы, выпрямляющие и сгибающие коленный сустав. Поддержке тонуса мозга, стимуляции его работы способствуют импульсы, идущие от напряженных мышц в Центральную нервную систему. Что касается мышц шеи и лица, а так же речевого аппарата, то во время выполнения действий, не требующих физических усилий, эти мышцы будут напрягаться, потому что их деятельность связана с нервными центрами, которые ответственные за внимание, эмоции, речь.
Что касается мышц плечевого пояса и плеча, то они напрягаются вследствие активного и длительного занятия письмом. Так же нервная система пытается поддерживать работоспособность и активизировать кору головного мозга. Если рассматривать данный вопрос с медицинской точки зрения, то стоит отметить, что вследствие продолжительной умственной деятельности следует привыкание к таким раздражителям, следственно, появляется процесс торможения, уменьшается активность, работоспособность, ведь кора головного мозга не в силах справиться с нервным возбуждением. В этом помогут физическая активность. Ведь нервное возбуждение начинает распространяться по мышечной массе, а различного рода движения, активность помогут избежать умственного переутомления.
Что бы поддерживать в тонусе не только головной мозг, но и нервную систему необходимо, что бы сокращение и напряжение различных групп мышц сменялись ритмичным дальнейшим расслаблением и растяжением.
Стоит отметить, что в этом хорошо помогают такие упражнения как: ходьба, бег, катание на лыжах и коньках. Справиться нервной системе с интеллектуальными нагрузками активно помогают физические упражнения. От силы, выносливости, быстроты, то есть от различных физических качеств организма зависит протекание различных процессов в организме, как физических, так и психических. Так, от уровня физической подготовки зависит устойчивость и активность памяти, внимания, переработки информации восприятия.
Итак, правильно выбранная физическая нагрузка до, в процессе и после окончания умственной деятельности, безусловно, оказывает влияние на интенсивность работоспособности головного мозга. При этом, необходимо найти ту планку физической активности, при которой будет достигаться наиболее высокий уровень работоспособности головного мозга. Безусловно, у каждого человека эта планка своя и абсолютно индивидуальна, то есть зависит не только от генетической предрасположенности к какому-либо виду физической нагрузки, но и от физической подготовки, ведь только при определенном уровне нагрузок можно достигнуть полного восстановления организма и у каждого этот рубеж свой. Стоит найти золотую середину, ведь чрезмерные нагрузки приведут организм к переутомлению, а небольшие практически не окажут воздействия. Таким образом, можно отметить, что воздействие на интеллектуальную деятельность активных физических нагрузок проявляется в активизации защитных процессов, а это является важным аспектом их тренировки и повышения умственной активности. Такие упражнения, как бег, ходьба на лыжах, передвижение с рюкзаком и т.д. активизируют расширение механизмов защитно-приспособительных процессов в головном мозге. На успешную работоспособность студентов и их хорошую успеваемость благотворно влияют занятия физической культурой и спортом, считает эксперт Среднерусского института управления РАНХИГС Андрей Алексеенков.
вуз: - Главная →
- Новости образования на ACADEMICA.RU →
- Новости ВУЗов →
- Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов
Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов
Среднерусский институт управления - филиал РАНХИГС-
Желаете оставить комментарий?Войти