Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Орёл

Проблема формирования мотивации к занятиям спортом у студентов

Важным составляющим сохранения здоровья людей является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в целом.
Одним из главных составляющих успешного выполнения физкультурно-спортивной деятельности является мотивация. Процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать называется мотивацией.
Мотивация к физической деятельности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это многоступенчатый процесс: от первых простейших гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.
Основой мотивации является познавательная деятельность. Овладение системой знаний помогает сформировать потребность в занятиях физическими упражнениями. А также позволяет студентам самостоятельно использовать средства физической культуры, обеспечивая адекватную самооценку и самоконтроль.
Ряд исследований свидетельствуют, физкультурная деятельность становится значимой, если связывать ее с возможностями самореализации в будущей профессиональной и семейной жизни. Осознание влияния физических упражнений на организм с точки зрения физиологии, возможностей технического роста, позволяет сформировать осознанные цели.
Таким образом, теоретическая подготовка способствует формированию осознанной потребности к занятиям физической культурой.
Принцип сознательности в период активного развития интеллекта приобретает основополагающее значение в формировании мотивации. Известно для детей характерна потребность в движении, для взрослого человека двигательная активность проявляется на основе сознательного побуждения.
Таким образом, в основу всего мотивационно-формирующего процесса заложен принцип сознательности и активности, ничто не может быть введено в сознание человека при его пассивном или негативном отношении.
С целью анализа отношения студенческой молодёжи к физической культуре и спорту, здоровому образу жизни, среди студентов Среднерусского института управления было проведено социологическое исследование. Его цель - изучение мотивов и отношения молодёжи к спортивной деятельности и их влияние на развитие профессиональных качеств.
Результаты опроса выявили интересные тенденции. Так 63% респондентов наибольшей ценностью для себя выбрали здоровье, однако спортом из этого числа занимаются лишь 27%. То есть правомерно говорить о том, что студенты не видят особой связи между состоянием собственного здоровья и занятиями физической культурой. Такое пассивное отношение, по-видимому, объясняется тем, что в молодом возрасте люди не чувствуют проявления каких-либо негативных симптомов проблем со здоровьем в противовес людям пожилого возраста.
Учитывая повышенную требовательность работодателей к физической подготовке молодых специалистов в последнее время, немногие студенты из числа опрошенных, оценивают значимость этого фактора, и, даже из тех, для кого он значим, спортом занимаются лишь 26%.
Резюмируя данные исследования, мы можем утверждать, что имеет место несоответствие ценностных представлений о здоровье, здоровом образе жизни, значимости спорта в их поддержании с реальными действиями людей молодого возраста. В реальности человек оценивает важность поддержания своего здоровья, хорошей физической подготовки к будущей работе, обладание правильным телосложением, но, несмотря на это, не добивается укрепления своего здоровья путем занятий спортом. Таким образом, на данном этапе основным мотивирующим фактором занятий физической культурой и спортом, так или иначе, является укрепление и поддержание здоровья.
Несмотря на внешние факторы, влияющие на нежелание заниматься спортом, такие как отсутствие доступности к спортивным объектам для населения, слабая пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации, высокая стоимость услуг, предоставляемая сферой физической культуры и т.д., мы всё равно полагаем, что внутренняя мотивация играют более значимую роль в желании и интересе заниматься спортом. На мотивационную сферу студента в отношении физической культуры и спорта, а также занятий физической культурой самостоятельно влияют различные факторы, начиная от формирования мотивации в детстве родителями и педагогами, развитии в определенной социальной среде и норм этой среды (состязательность и самоопределение в подростковом возрасте) и заканчивая прохождением всех этапов формирования мотивации к 17-18 годам. Студенты, из числа тех, кто, судя по всему, прошел все необходимые этапы мотивации к спорту ранее, впоследствии обучаясь в вузе, будет осознанно поддерживать своё здоровье с помощью физической культуры, не смотря на то, что большинство молодых людей видят связь между здоровьем и спортом. Следовательно, проводить работу по мотивации со стороны педагогов и родителей необходимо с раннего детства и до юности, считает эксперт Среднерусского института управления РАНХИГС Андрей Алексеенков.
вуз: Среднерусский институт управления - филиал РАНХИГС
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?