Важнейшая и главная потребность человека – это здоровье. А хорошее здоровье — это условия, при которых человек выполняет биологические и социальные функции. Это фундамент самореализации личности, а болезнь в свою очередь является ограничением в жизни человека. Через статистику заболеваемости и смертности можно проследить уровень здоровья нации. Сравнивая показатели здоровья мужчин и женщин, был обнаружен факт, что характеристики их индивидуального здоровья разнятся. Показатели здоровья у мужчин оказались ниже, чем у женщин. Объясняется это тем, что женский организм имеет высокую генетическую устойчивость и воздействие негативных факторов на него минимально. К своему здоровью женщины относятся более внимательно, показатели их индивидуального здоровья лучше, потому что они являются продолжательницами рода, а также выполняют все больше социальных и физических нагрузок. Они чаще обращаются за медицинской помощью и при необходимости проходят курс лечения. Мужчины неохотно принимают любые виды лечения, имеют много вредных привычек, среди которых, употребление алкоголя и курение, все это приводит к высокой смертности. Согласно определению Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Поэтому отсутствие болезней и отклонений в структурах и процессах организма, следует рассматривать как здоровье.
Сохранение и укрепление здоровья у молодежи, всегда вызывало множество споров в отношении организации учебного процесса при тесной взаимосвязи физического воспитания и профессионального обучения. Готовность к профессиональной деятельности студентов во многом предопределяется показателями состояния здоровья, оно зависят как от физического воспитания, так и от поведения, которое направленно на его сохранение и поддержание. Проблема состояния здоровья молодежи является актуальным вопросом, ведь в связи с повышенной занятостью на самоподготовку и обучение в вузе, студенты не способны выделить достаточно времени для физических упражнений. Отсутствие занятий спортом и минимальной двигательной активности, провоцирует рост заболеваемости, повышение хронических и приобретенных болезней, поэтому здоровьесберегающее поведение является главным фактором здоровья. Здоровьесберегающее поведение - это самый действенный способ для того чтобы сохранить и укрепить здоровье молодежи и студентов.
В студенческой среде формирование здоровьесберегающего поведения особенно важно. Общество начало осознавать важность понятия «здоровьесберегающее поведение», то что любую болезнь, будь она физическая или психическая легче и целесообразнее предотвратить, чем потом лечить ее последствия прилагая к этому силы, время и возможности.
Понятие «здоровьесберегающее поведение» имеет сходство с понятием «здоровый образ жизни». Составляющие характеристики здорового образа жизни — это занятия физической культурой, закаливание, организация труда и отдыха, отказ от вредных привычек, правильное и рациональное питание, личная гигиена. Здоровый образ жизни - это способ организации бытовых, производственных и культурных сторон жизнедеятельности. Здоровый образ жизни – основа долголетия.
Семья и школа являются институтами, отвечающими за формирование здоровьесберегающего поведения молодого поколения. Мировоззрение, культура и образ жизни человека во многом будут зависеть от того что было заложено в него с раннего детства. В дальнейшем большое влияние на поддержание здоровьесберегающего поведения, оказывает учебное заведение высшего профессионального образования. Педагогическое воздействие на личность в формировании установки на здоровый образ жизни - это долгий и трудный процесс.
Формирование концепций здорового образа жизни и их внедрение в педагогическую практику высшей школы не дает достаточного результата в процессе непрерывного обучения. Важными факторами здоровьесберегающего поведения у молодежи является внутренняя мотивация и стимул для того чтобы соблюдать здоровый образ жизни. Когда отсутствует личная мотивация для ведения здорового образа жизни, то эффективность инструментов физической культуры недостаточно и дальнейшее обучение в вузе не дает необходимого эффекта. Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: даже базовые основы здорового образа жизни с трудом удается заложить в умы молодому поколению. Поэтому, молодежь должна сама определиться и осознать, для чего им нужно здоровье и здоровый образ жизни.
Образ жизни является определяющим фактором здоровья. Формирование установки на здоровьесберегающее поведение является важнейшей задачей государства, медицины, социальной защиты и безусловно образования. В высших учебных заведениях необходимо реализовывать программу укрепления здоровья студентов. Заниматься просвещением теоретических знаний основ здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения, а также привлечение студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Для реализации здоровьесберегающего поведения необходимы следующие компоненты: здоровьесберегающий, аксиологический, гносеологический, эмоционально-волевой, экологический.
Здоровьесберегающий принцип направлен на формирование у студентов потребности к систематическим занятиям спортом, повышению своей двигательной активности. С его помощью формируются основные принципы здорового образа жизни, проводятся воспитательные работы по предупреждению вредных привычек, рассматриваются правила здорового и сбалансированного питания и т.д.
Аксиологический – этот принцип дает понятие студентам о важности сохранения своего здоровья и включает в себя регулярные занятия спортом. Данный принцип направлен сформировать ответственность к здоровью и воспитать культуру здоровьесберегающего поведения.
Гносеологический принцип связан с приобретением необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, связанных с интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по этой теме и различных методик по оздоровлению и укреплению организма.
Эмоционально-волевой, данный принцип направлен развивать силу воли, мотивировать обучающихся на занятия физической культурой и спортом, создавать психологические установки здорового образа жизни.
Экологический – это совокупность мер, формирующих экологически оптимальные условия жизни и деятельности участников образовательного процесса, укрепляет духовно-нравственное здоровье обучающихся.
Одним из главных инструментов формирования здоровьесберегающего поведения является здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии - это совокупность принципов и приемов педагогической деятельности, направленных на обучение и воспитание обучающихся, а также формирование, сохранение и укрепление их здоровья.
К основным направлениям технологий здоровьесбережения относятся:
1. Организационные: анализ образовательной среды с точки зрения ее влияния на здоровье обучающихся; координацию деятельности структурных подразделений профессиональной образовательной организации по созданию условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов; волонтерское движение; межведомственное взаимодействие по вопросам здоровьесбережения и др.
2. Психолого-педагогические технологии: обучение здоровьесберегающей деятельности; технологии формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; технологии совершенствования физической подготовки; скрининг и мониторинг психического благополучия обучающихся; выявление и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе; проведение тренингов для студентов группы риска нарушений здоровья и девиантного поведения; организацию курсов повышения квалификации для педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих образовательных технологий и др.
3. Медико-социальные: скрининг и мониторинг физического, психического и социального компонентов здоровья обучающихся; организация и проведение оздоровительных мероприятий; проведение выездных медико-реабилитационных мероприятий и др.
Содержание представленных технологий здоровьесберегающей деятельности является эффективным показателем работы образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Можно с уверенностью сказать, что здоровьесберегающее поведение – это самый действенный способ для того чтобы сохранить и укрепить здоровье молодежи и студентов, так считает эксперт кафедры общих дисциплин Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Зубарева Татьяна Викторовна.
вуз: - Главная →
- Новости образования на ACADEMICA.RU →
- Новости ВУЗов →
- Здоровьесберающее поведение в системе высшего образования
Здоровьесберающее поведение в системе высшего образования
Среднерусский институт управления - филиал РАНХИГС-
Желаете оставить комментарий?Войти