Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Орёл

Русский язык и русская литература как средства воспитания толерантности и миролюбия личности

Русский язык имеет неисчерпаемый воспитательный потенциал, и правильно распорядиться им – дело первостепенной важности. Научить им правильно пользоваться и понимать его, проникнуть в самую суть его понятий, отражающих силу, мощь, благородство и миролюбие русского духа, – вот важнейшие условия для воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма, уважения к человеку, неприятия унижения, насилия, агрессии.
В лексике русского языка также немало ключевых концептов русской культуры. Например, А.Д. Шмелев в статье "Лексический состав русского языка как отражение русской души" к таким универсальным словам относит следующие: правда, долг, свобода, судьба, жалость, тоска, удаль и другие. Среди них исследователь выделяет универсальные философские концепты, типа добро, правда; уникальные русские концепты, типа удаль; особо значимые для русской культуры понятия, типа жалость, душа, сострадание.
Недаром через многочисленные произведения русской классической литературы они проходят красной нитью, позволяя читателю глубоко проникнуть в их духовное содержание, лучше и полнее осознать специфику "русского духа". Так, уже в начальных классах младшей школы при изучении русских народных сказок, былин у маленького человека на примерах отрицательных и положительных героев, их поведения начинает складываться устойчивое представление о добре и зле, справедливости и честности. Образы русских богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича - формируют представление о добрых, смелых, отважных, честных воинах, смысл жизни которых тесно связан с защитой русской земли от врага. Они становятся нравственными ориентирами в поведении, отношении к родному отечеству. Образы сказочных героев Емели, Ивана вызывают понимание того, что только через "простоту души", доброту, духовную щедрость можно достичь счастья в жизни. Многочисленные образы животных как носителей определенных человеческих черт формируют представление о нормах правильного поведения в русском социуме: без лжи, лести, насилия (хитрая лиса и глупый волк наказываются, простодушный заяц торжествует). Баба Яга, Кощей, Леший, Кикимора побеждены силой разума положительных героев. Добро всегда торжествует, а зло повержено.
В средней школе знакомство с ключевыми понятиями русской социокультурной среды продолжается на примерах повестей и рассказов русских писателей: жалость, сострадание – А. П. Платонов "Юшка", патриотизм и предательство – Н.В. Гоголь "Тарас Бульба", жестокосердие – А.С. Пушкин "Капитанская дочка" и другие. Так, Тарас Бульба и сын его Остап выступают как национальные герои, патриоты, сильные духом и телом люди, гордые и несломленные. Слабый физически Юшка становится "гигантом духа", жертвующим собой ради других. Петруша Гринев формирует представление о честном, преданном родине офицере, который никогда не пойдет ни на какие компромиссы со своей совестью, которому чужды понятия предательства и бесчестия.
И наконец старшая школа на примерах романов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского знакомит с пониманием загадочной русской души, русским национальным характером, лучшими отличительными качествами которого являются милосердие и сострадательность, религиозность, тяга к справедливости, "голос совести", великодушие, доброта, терпеливость, уважение к родителям, самоотречение и жертвенность. Соня Мармеладова, великодушная, самоотверженная, способна многое вытерпеть ради других людей. Так формируется представление о жертвенности, любви к ближнему. Душевные муки князя Болконского, Родиона Раскольникова способствуют пониманию сложности души русского человека, в котором сосуществуют добро и зло, великое и низкое.
Русский язык в совокупности с русской литературой являются важнейшими средствами воспитания подрастающего поколения в духе толерантности, миролюбия, открытости миру, самоотдачи, доходящей до полного самоотречения и самоотверженности, доброты и милосердия. Именно русский язык, на протяжении веков отражающий мировоззренческие установки народа, становится ответственным за формирование способности человека к таким поступкам, которые совершаются на основе самостоятельного и правильного нравственного выбора, ответственности за результаты таких поступков. Именно он служит делу формирования толерантного отношения к человеку и миру, иной религии, культуре, мировосприятию, способствует желанию вести диалог и достигать взаимопонимания, принимать в диалоге собеседника и его позицию, - считает эксперт кафедры общих дисциплин Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Юлия Бессонова.
вуз: Среднерусский институт управления - филиал РАНХИГС
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?