В России могут установить требования к автоматическим дорожным камерам для борьбы с неправомерными штрафами
В июне в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 2.61 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на совершенствование условий привлечения граждан к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения. Этот законопроект и причины его внесения комментирует эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов. В силу статьи 2.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП) за правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств и зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (далее - СТС), привлекаются собственники (владельцы) этих транспортных средств. При этом используется особый порядок привлечения к ответственности: протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу выносится без участия гражданина, при этом копия постановления может быть направлена ему не только почтой, но и в форме электронного документа. В связи с очевидным удобством такого упрощенного порядка административного производства ежегодно возрастает интенсивность использования СТС для фиксации нарушений в области дорожного движения. Увеличивается количество не только самих СТС, но и их разновидностей и их технических возможностей. Одновременно расширяется спектр фиксируемых правонарушений. Так, в 2019 г. для автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения использовалось свыше 17 тыс. СТС. В 2020 г. насчитывалось уже свыше 19,3 тыс. СТС, с помощью которых в отношении собственников (владельцев) транспортных средств вынесено 145,5 млн. постановлений по делам об административных правонарушениях. Сумма назначенных штрафов составила 94 млрд. рублей. Вместе с тем существуют и определенные трудности, связанные с применением СТС. Например, в г. Москве, Республике Татарстан, Волгоградской, Вологодской и Тюменской областях вследствие некорректной работы СТС при фактическом отсутствии события правонарушения десятки тысяч водителей были вынуждены обжаловать вынесенные в отношении них постановления, при этом испытывая объективные сложности в доказывании отсутствия своей вины ввиду отсутствия документально подтвержденных сведений о неправильной работе СТС. В целях снижения подобных рисков авторы законопроекта считают необходимым нормативно закрепить требования к порядку функционирования специальных технических средств и к информации, полученной с их помощью. Законопроект предусматривает наделение Правительство РФ полномочиями: - по определению требований к используемым для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающим в автоматическом режиме СТС, а также к материалам фото- и киносъемки, видеозаписи, полученным с использованием этих средств; - по установлению порядка применения для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения вышеуказанных СТС, включая требования к их размещению, информированию о местах их размещения, а также порядка обработки, хранения и направления в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, информации об административных правонарушениях, полученной с использованием СТС. Для урегулирования Правительством РФ указанных положений предусматривается отлагательный срок вступления закона в силу - по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. При этом нарушения установленных Правительством РФ требований и порядков предлагается закрепить в ст.24.5 КоАП в качестве самостоятельных обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Правительство Российской Федерации поддержало внесенный законопроект. По мнению Алексея Ястребова, принятие указанного законопроекта позволит исключить случаи административной ответственности граждан, связанные с несовершенством специальных технических средств, и создаст дополнительные правовые гарантии законности и обоснованности процедуры привлечения граждан к ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения.Учебное заведение
Среднерусский институт управления - филиал РАНХИГС
г. Орёл
Есть представитель