Деструктивные явления современной цивилизации и возможности борьбы с ними
Современная цивилизация сталкивается с рядом экономических, политических и иных вызовов: распространение ядерного оружия, геополитические трансформации, гибридные войны, глобализация и другие. Так, одной из самых опасных по степени непредсказуемости и возможным политическим, идеологическим и моральным последствиям является проблема терроризма, которая значительно актуализировалась в ХХI веке. В России проблемы противодействия террору и его профилактики обсуждаются в рамках научных конференций, круглых столов в различных педагогических организациях. Авторы определяют возможные направления формирования антитеррористической личностной позиции, формулируют ключевые положения педагогики ненасилия, полагая, что «чтобы изменить мир, сделать его безопасным, надо преодолеть агрессивный, насильственный образ мышления и поведения». Главной воспитательной задачей такие педагоги считают формирование у молодежи духа ненасилия, миролюбия. Другой не менее важной проблемой является распространение экстремизма в обществе. Как разновидность дискриминационного насилия экстремизм проявляется очень давно. Рабовладение, колонизация способствовали появлению обществ, где правовой статус человека определялся по его цвету кожи, этносу, религиозным убеждениям. В этом смысле необходима борьба с экстремизмом, поскольку его проявления могут приобретать характер деструктивной агрессии. Проблема духовного оскудения, нравственного и морального «обнищания» становится в один ряд с основными деструктивными явлениями в обществе. Примитивизация мышления, небольшие духовные запросы или же вовсе их отсутствие, нежелание развиваться, творчески самореализовываться приводят к тому, что личность деградирует. Ее основные предпочтения не выходят за рамки удовлетворения потребностей, которые могут увеличиваться и расширяться. Следствием этого становится асоциальное поведение: насилие, жестокость, саморазрушение, приводящее порой к суициду. В этом смысле воспитательный и образовательный процесс в учебных заведениях различных типов должен служить делу формирования гуманного отношения к миру, обществу и себе. Аксиологически значимыми становятся учебные дисциплины, педагогический и воспитательный потенциал которых направлен на формирование нравственных ценностей, эстетических идеалов, патриотизма, устойчивой моральной позиции личности. Такими дисциплинами выступают философия, история, литература, родной язык и другие. Именно эти учебные предметы в конечном счете будут способствовать воспитанию гуманистических и национальных ценностей в молодом поколении, формировать устойчивое неприятие агрессивных националистических подходов, становиться нравственным барьером пропаганде насилия, жестокости, разжиганию национальной розни, терроризму, - считает эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, кандидат филологических наук, доцент кафедры общих дисциплин Юлия Бессонова.Учебное заведение
Среднерусский институт управления - филиал РАНХИГС
г. Орёл
Есть представитель
